Задания для определения уровня читательских умений


Текст и задания
для определения уровня читательской грамотности учащихся II ступени общего среднего образования


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один. Внимательно читай задания!
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слов в специально отведённом для этого месте. Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему.
Если останется  время,  ты  можешь  ещё  раз  попробовать  выполнить  пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!



Колокольчики

Когда в тихий ясный июньский полдень от  слабого  дуновения  ветерка  колышутся голубые  и  лиловые  головки  колокольчиков, чудится,  что  плывёт  над  цветочным  ковром тихий, серебристый звон – это колокольчики названивают дивный гимн молодому лету. По поверьям  кельтов,  колокольчик  не  только красивый  цветок,  но  и  оберег  для  людей, рожденных с 1 по 11 июня. Его надо сорвать, засушить  и  всегда  носить  с  собой,  тогда  он защитит от бед и сглаза. А люди, рождённые под знаком колокольчика, умны и надёжны.
В стародавние времена с помощью этих цветков люди  передавали  друг  другу  информацию. Так,  древние  греки,  даря  кому-либо колокольчик,  упрекали  того  в  болтливости,  а  на  Востоке  по  числу  его лепестков уточняли час свидания. Колокольчики издавна любили и на Руси, давая  им  ласковые  прозвища:  голубки,  синельки,  балаболки,  котелочки, звонцы. Существует поверье, что один раз в году – в ночь на Ивана Купалу –  можно  услышать  тихий  перезвон  колокольчиков.  Колокольчики напоминают нам об изобретении церковных колоколов. Предание гласит, что  святому  Павлину  во  сне  явился  ангел  с  золотыми  колокольчиками, издававшими  дивные  звуки,  а  полевые  цветы  колокольчики  подсказали ему форму колоколов, которые стали использоваться при богослужении. Колокольчики знают все.
Но не всем известно, сколько существует разных  видов  этих  прелестных  цветов.  А  их  около  300!  В  естественных условиях  колокольчик  встречается  на  Кавказе,  в  Сибири,  Средней  и Передней Азии, в Европе, в Северной Америке. На территории России и соседних  стран  насчитывается  около  150  видов,  в  европейской  части России    до  15.  Места  обитания  колокольчиков  разнообразны:  им доступны  луга,  леса,  степи,  встречаются  они  на  пустынных  и  скальных участках, в альпийских поясах гор. Одни колокольчики любят солнечные места,  другие  тенистые,  но  всех  их  объединяет  одно    трогательное очарование.  На  протяжении  тысячелетий  люди  не  только  любовались колокольчиками на природе, они пересаживали их в свои сады, отбирая самые лучшие. Например, в Европе сначала в моде были крупноцветковые высокорослые.  Потом,  когда  вспыхнул  интерес  к  высокогорным растениям, в садах стали появляться альпинарии, воссоздающие горный пейзаж  с  альпийскими  растениями,  в  том  числе  колокольчиками.  А научное описание этих цветов появилось только в середине XVIII века, и сделано оно было шведским учёным Карлом Линнеем.
Относится  это  растение  к  травам,  чаще  встречаются  многолетние виды,  реже  двулетние  и  однолетние.  Стебли  у  колокольчиков  бывают простые или ветвистые, длиной от 5 до 200 см. Листья очередные, иногда собраны в розетку. Цветки чаще объединены в метельчатые, кистевидные, колосовидные  соцветия.  Цветки  пятилепестковые  (кроме  махровых сортов),  колокольчатые,  воронковидные,  реже  блюдцевидные  или колесовидные. Разной может быть не только форма, но и размер цветков (от 1 до 8 см). Окраска чаще синяя, фиолетовая или голубая, но есть виды с розовыми,  розово-сиреневыми,  тёмно-красными,  жёлтыми  и  белыми цветками. Каждый колокольчик хорош по-своему. Вот колокольчик скученный: цветки  будто  тесно  прижались  друг  к  другу,  скучились  по  15    20  на одном  стебле.  Цветки  тёмно-фиолетовые,  днём  в  хорошую  погоду  они широко раскрыты, но едва соберётся дождь или начнёт темнеть, наглухо закрываются.  У  другого  колокольчика  самое  характерное    листья, похожие  на  листья  крапивы.  Так  его  и  назвали    колокольчик крапиволистный  (рис.1).  А  у  персиколистного  колокольчика  листья похожи на листья персика. Он вырастает высотой до 1 м. Репчатолистный колокольчик не только очень красив (цветки у него лазоревого оттенка), не  только  высок  (до  120  см),  но  он  ещё  и  очень  популярен  среди шестиногих  и  восьминогих  лесных  обитателей.  К  ночи  становится холодней  в  лесу,  выпадает  роса.  Намокают  крылышки  у  насекомых, мёрзнут  они  от  ночной  прохлады.  Выручает  их  репчатолистный колокольчик.  Он  не  закрывает  свои  цветки  на  ночь.  Забираются насекомые в цветки колокольчика и проводят в них ночь, а в ненастную погоду и днём отсиживаются. Сухо им в цветке и тепло: в колокольчике температура на 3 – 4 градуса выше, чем на улице.
Колокольчики  не  только  внешне  привлекательны,  но  и  полезны. Отвары, настои из колокольчика скученного применяют для полоскания горла  при  ангине  и  как  примочку  при  головных  болях,  нарывах. Колокольчик персиколистный используют как обезболивающее при боли в  желудке,  он  же,  а  также  колокольчик  жестковолосистый  могут  быть противовоспалительными  средствами  при  нарывах  и  порезах. Колокольчик  рапунцелевидный  поможет  при  кровотечениях, заболеваниях голосовых связок, головной боли. В это трудно поверить, но колокольчики  даже  выращивают  как  съедобные  растения.  Знатоки утверждают, что у колокольчиков крапиволистного, молочноцветкового, рапунцелевидного,  персиколистного  листья  и  молодые побеги  содержат большое  количество  аскорбиновой  кислоты  и  минеральных  солей,  а корни по вкусу напоминают шпинат. Их едят свежими в салатах, тушат, запекают, солят, кладут в зелёные щи. С июня до сентября цветут на лугах и в садах колокольчики, радуя взоры,  и  все  требуют  к  себе  бережного  отношения.
Некоторые  виды колокольчиков уже  занесены  в  Красную  книгу  растений.  Уж  очень активно  уничтожают  их  люди:  собирают  большие  охапки,  нередко вырывая  с  корнями.  Не  рвите  дикорастущие  колокольчики  в  букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в воде невозможно. Пусть  лучше  кажется  нам,  что  плывёт  над  пёстрым  ковром  цветов серебристый тоненький перезвон...
(По Ю. Дмитриеву)



БЛАНК ОТВЕТОВ
____________________________
Фамилия, имя, класс
Выполняя  задания  А1-А7,  обведи  номер  правильного  ответа. 
При выполнении заданий В1 и В2  запиши ответ в указанном месте в тесте.

А1 Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) в каких местах нашей планеты растут колокольчики
2) каковы особенности разных видов колокольчиков и их применение
3) почему не следует собирать букеты из дикорастущих колокольчиков
4) как в древности относились к этому полевому цветку

 А2 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) научное описание колокольчиков было сделано Карлом Линнеем
2) форма церковного колокола подсказана святому Павлину формой
полевого цветка
3) в европейской части России можно встретить 15 видов колокольчиков из
300 существующих
4) колокольчик – красивый и полезный цветок с древней историей

A3 Теперь ты знаешь, что

1) колокольчики растут только на полях, лугах и опушках лесов
2) все колокольчики предпочитают открытые, солнечные места
3) кельты считали засушенный колокольчик оберегом от бед и сглаза
4) съедобные листья и корни колокольчика используют только в салатах

А4 Прочитав текст, ты узнал, что

1) лепестки всех колокольчиков имеют голубой или лиловый цвет
2) высокорослые виды колокольчиков могут достигать 2 м в высоту
3) изначально в европейских садах были модны колокольчики с мелкими
цветками  
4) в листьях колокольчика скученного содержится много аскорбиновой
кислоты  

А5 После чтения текста стало понятно, что

1) по древним поверьям, тот, кто родился 20 июня, будет умным человеком и надёжным другом
2) период жизни всех видов колокольчиков – два года
3) названия многих разновидностей колокольчиков связаны с формой их
листьев
4) при ветре колокольчики на полях издают тихий звон

А6  Какие из утверждений соответствуют содержанию текста? Обведи кружочком соответствующие буквы.

Репчатолистный колокольчик очень популярен у насекомых, потому что
А) в нём они могут в любое время найти убежище от холода и сырости 
Б) его цветки имеют красивый лазоревый оттенок
Укажи верный ответ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны 

А7 Если ты захочешь узнать побольше о садовых видах колокольчиков,
какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

1) Сборник «Легенды о цветах»
2) Толковый словарь
3) Справочник «Лекарственные растения»
4) Справочник юного цветовода

В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы
получился план к тексту.
A. Необходимость бережного отношения к цветку.
Б. Поверья и предания, связанные с колокольчиками.
B. Особенности некоторых видов колокольчиков.
Г. Применение колокольчиков в медицине.
Д. Размеры, формы и цвета разных видов колокольчиков.
Е. Места произрастания и многообразие видов колокольчиков.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1
2
3
4
5
6







          
 В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение
при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца
найди  верное  толкование  его  значения  из  второго  столбца,  обозначенное
буквой.

      
СЛОВА  

1) кельт
2) альпинарий


ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

A)   высокогорный  альпийский  луг, покрытый цветущими растениями
Б)  представитель  древних  индоевропей-ских  племён, обитавших  в  Западной  Европе
B)  национальная одежда  шотландских горцев - кусок клетчатой ткани, обёрнутый вокруг талии наподобие юбки
Г) искусственная горка из камней с небольшими  участками  земли  между  ними,  на которых выращиваются горные растения


Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.


1
2


  
 С1  В  тексте  есть  сведения  об  использовании  колокольчиков  в качестве  лекарственных  растений,  одно  из  которых  уже вписано  в  таблицу. Дополни  таблицу,  приведя  3  разных примера  растения  и  излечиваемой им  болезни  (так,  чтобы сведения в правом столбце не повторялись).

Разновидность колокольчика
Заболевание
1) скученный 
1) головная боль

2)
2)
3)
3)
4)
4)


С2  Как  ты  думаешь,  почему  люди  уже  давно  используют колокольчик  в  садоводстве  как  декоративное  растение?  Приведи  2 причины.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3   Было ли тебе интересно читать этот текст? Объясни, почему.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Номер
задани
я

А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
В1
В2
Ответ
2
4
3
2
3
1
4
БЕДВГА
БГ


Часть С

С1

Элементы содержания верного ответа

В левой части таблицы:
2)  персиколистный
3)  жестковолосистый
4)  рапунцелевидный                                                                                                   
В правой части таблицы соответственно:                                                                                 
2)  боли в желудке                                                                                                      
3)  нарывы (порезы) 
4)  кровотечения (заболевания голосовых связок)

Указания к оцениванию 
Балл

Верно заполнены все пустые ячейки таблицы
2
Таблица заполнена полностью, но имеется 1 ошибка или повтор в данных. ИЛИ Заполнены не менее 4 позиций (без ошибок и повторов) из 6 предложенных.

1
Ответ содержит большее количество ошибок, повторов или незаполненных ячеек.
ИЛИ Ответ отсутствует.

0
Максимальный балл 
2
  
С2

Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1)  наличие видов разной высоты (от 5 см до 2 м)
2)  разнообразие форм и размеров цветков

Указания к оцениванию 
Балл

Приведены два элемента верного ответа
2
Приведён только один элемент верного ответа 
1
Ответ не содержит верных элементов.
ИЛИ
Ответ отсутствует.

0
Максимальный балл 
2

 С3

Указания к оцениванию ответа 
Балл

Ответ представлен несколькими предложениями, составляющими связное высказывание личного мнения.
Оценка текста (степени интереса к тексту) связана с его содержанием

2
Ответ дан в виде отрывочных фраз или отдельных слов. Отношение к тексту слабо связано с его содержанием

1
Ответ отсутствует.
ИЛИ
Есть только констатация: «интересно - не интересно».

0
Максимальный балл 
2

Текст и задания
для определения уровня читательской грамотности учащихся I ступени
общего среднего образования

«Счастливая» ручка
       Утро перед школой Саша Чубиков бродил по дому сам не свой. Он хорошо подготовился к контрольной работе, но вот ручка, та самая ручка, которой он всегда писал, пропала и, хоть караул кричи, никак не находилась.
       Саша перевернул вверх дном всю комнату. Ему помогали в поисках и бабушка, и мама, и Стаська - младший брат, но всё было безрезультатно.
- Ясно, я сегодня засыплюсь! – жалобно говорил Саша, для чего-то заглядывая в банку с огурцами. -  И это ты, Стаська, виноват будешь. Кто тебя просил моей ручкой крокодилов рисовать?
-  А я знал, что она заколдованная? -  хмуро отвечал Стасик. -   Надо было раньше сказать.
- Не заколдованная, а счастливая! – поправил Саша. – Такую все ребята хотели бы иметь. Не успеваешь её вытащить, как она уже сама без ошибочки контрольную пишет и задачки решает.
    Стасик наморщил лоб, видно собираясь о чём0то сообщить, но, передумав, только пошевелил губами.
     Конечно, это он во всём был виноват. Вчера вечером прибежал к нему рыжий Петька из Сашиного класса и, чуть ли не плача, стал просить Сашину ручку. Ты- де, Стаська, отдай, а я тебе за это белую мышь принесу. Только ты один меня можешь спасти! Но только ты Сашке и никому ни слова не говори об этом! Ну, будь любезен, пожалуйста, позволь…
     И Стасик пожалел Петю.
     Когда Саша вышел на улицу, настроение у него улучшилось. На всех перекрёстках милиционеры давали зелёный свет.
     И в школе Саша писал легко и уверенно, словно шёл по «зелёной улице».
     Только над словом «цыплёнок» пришлось подумать. Как писать: «цы» или «ци»?
     Саша взглянул на Петьку, который сидел впереди, и заметил, что тот почему- то загораживает плечом свою работу.
     А после того как учительница прочла слово «цыплёнок», Петька стал вести совсем странно. Он то краснел, то бледнел, то о тряс над партой какой- то предмет.
     И чем ближе диктант подходил к концу, тем больше Петька волновался.
     Во время проверки диктанта на Сашину парту упала записка: «SOS! Как пишется «курицын сын»?»
     Саша подмигнул Петьке: дескать, не могу, учительница смотрит, и вдруг увидел у приятеля свою любимую ручку.
      «Ах, вот что он прятал! – подумал Саша. – Ну, Стаська, погоди, заработаешь на орехи!»
      Саша рассердился так, что готов был сейчас же вырвать у Петьки свою ручку. Но, проверив работу и не найдя в ней ни одной ошибки, он отдал её учительнице, снова сел за парту и на тетрадном листе крупными буквами, та, чтобы прочёл Петя, написал: «Дарю свою ручку! Спроси у неё!»
   


Используй текст для выполнения заданий
1.                Определи жанр этого произведения. Укажи ответ знаком Х
Сказка.
Басня.
Рассказ.
2.Укажи, В какой книге можно найти это произведение. Укажи ответ знаком Х
В сборнике рассказов о детях.
В сборнике рассказов о животных.
В сборнике рассказов о природе.
3. Кто из героев произведения учился в одном классе? Укажи ответы знаком Х
Саша.
Стасик.
Петя.
4. У кого из героев произведения пропала ручка? Укажи ответ знаком Х
   У Саши.
   У Стасика.
   У Пети.
5. У кого из произведения оказалась ручка? Укажи ответ знаком  Х
   У Саши.
   У Стасика.
   У Пети.

6. Прочитай пункты плана. Укажи цифрами(1,2,3)нужный порядок.
    Пропажа.
    Записка.
    Диктант.

7. Саша готовился сам к контрольной работе или надеялся только на счастливую ручку? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
   Подчеркните нужное предложение и отметь его номером вопроса (7).

8. Почему Саша считал свою ручку «счастливой»? Найди в тексте объяснения мальчика.
    Подчеркни нужное предложение и отметь его номером вопросом (8).

9. Признался ли Стасик в том, что отдал счастливую ручку Пете? Укажи ответ знаком Х
Да
Нет

10. Помогла ли счастливая ручка Пете написать диктант? Укажи ответ Х
Да
Нет
11. Смог ли Саша без счастливой ручки написать диктант без ошибок? Укажи ответ знаком Х.
Да
Нет

12. Прочитай значение выражение «Зелёная улица»:
1) свободный путь для движения транспорта по зелёному сигналу светофора
А
2) благоприятные условия, отсутствие препятствий в выполнении работы
Б

Найди в тексте предложения, соответствующее первому значению.
Подчеркни это предложение и отметь его буквой А.
Найди в тексте предложения, соответствующее первому значению.
Подчеркни это предложение и отметь его буквой Б.

13. В каком значении Петя употребил слово «SOS»? Укажи ответ знаком Х
Привет!
Помоги!

14. Написание какого слова вызвала сомнение у мальчиков во время диктанта? Выпиши это слово из текста.
____________________________________________________________________
15. С кем из мальчиков ты хотел бы дружить? Укажи знаком Х.
Саша
Стасик
Петя

16. Какой совет ты бы дал Пете? Запиши свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Комментариев нет:

Отправить комментарий